Сущность франчайзинга

ФРАНЧАЙЗИНГ - форма долгосрочного коммерческого сотрудничества предприятий, в рамках которого предприятие - Франчайзер передает права на продажу своих товаров или услуг предприятию -  Франчайзи  вместе с правом на использование своей торговой марки, фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий. Франчайзер организует обучение и контролирует работу Франчайзи. Франчайзи является собственником своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, осуществляет продажу продукции или услуг в порядке и на основаниях, определенных франчайзером, оплачивая, как правило, помощь последнего.

Франчайзинг получил широкое распространение в 50-е годы. Уже к 2000 году только в США эту форму льготного предпринимательства использовало более 600 000 предприятий, а доля сбыта через системы франчайзинга составила около 42% общих розничных продаж США. На российском рынке франчайзинг применяется очень активно. В последние годы он также получает широкое распространение в Украине. Всем известны такие успешные франчайзинговые компании как McDonalds, Xerox и т.д..

Мировая практика доказала, что франчайзинг - наилучшая возможность организовать собственный бизнес для всех: начиная от успешного бизнесмена до мелкого предпринимателя, бизнесмена и даже для человека, который никогда не занимался бизнесом.

Принимая решение о вступлении в систему франчайзинга потенциальный партнер должен принять во внимание следующее:

1. Франчайзи необходим начальный капитал для финансирования расходов по созданию торговой точки (в соответствии с фирменными стандартами Франчайзера) и закупку товара

2. Франчайзинг предполагает определенное ограничение деятельности Франчайзи, особенно в сфере товарной политики, дизайна интерьера, рекламы, методов ведения бизнеса, и т.д. и соблюдение корпоративных стандартов Франчайзера

3. Договор заключается на срок не менее трех лет, а потому Франчайзи достаточно трудно его прекратить без существенных материальных затрат, которые были совершены с его стороны